Путешествия

[1][2][3][4][5][6][7][8]

[Предыдущая часть] 7 [Следующая часть]

Часть 7. Возвращение

Утром 1 февраля мы встали в 6 утра. Сварили кашу и чай. Позавтракали и стали готовиться к выходу. Вышли в пол восьмого.

Погода была прекрасная. В лучах восходящего солнца сияли окружавшие нас снежные пики. Последний раз я смотрел на них. Чистый, морозный, утренний воздух подбодрял. Мы вышли на реку Аккем и пошли вдоль по течению, по левому берегу.

Оглядываясь назад, чуть ли не со слезами прощаешься с горами. Кто бы мог знать, что будет так трудно расставаться. Хорошо, что я шел последним. Это была та самая боль, которую я боялся. Но выхода у меня не было. Нельзя оставаться в горах и превращать их в обыденность. Горы должны оставаться символом. Уходя, я чувствовал, что покидаю не только горы. Я выходил из храма света, где я мог быть самим собой. Оставалась лишь незримая связь с этими местами.

Итак, мы шли вниз по Аккему, параллельно Каратюрекскому хребту. Мы шли с утра до вечера. Шли молча.

Места на глазах менялись. Теперь вокруг была тайга. Река текла то расширяясь, то сужаясь. То быстро и бурно, то медленно. Мы шли по льду. Иногда река текла в узких и глубоких ущельях, шириной 10 - 20 метров и высотой метров 40 - 50. Иногда на скалах попадались каскады застывших, причудливых ледяных сосулек. Это грунтовые и родниковые воды выходили из стен и застывали.

Примерно на середине пути мы встретили группу туристов. Сразу заметили знакомые лица. Это была "единичка" из Новосибирского пединститута. Еще в Новосибирске мы с ними тренировались в одном овраге. Их было 18 человек и только пять парней. Немного поболтав с ними, мы продолжили свой путь. Теперь вспоминаю, с каким интересом они нас разглядывали. Измученных, загоревших, в лохмотьях. Они были такие свеженькие, веселые и болтливые.

К концу дня мы свернули с Аккема и начали подниматься на хребет Каратюрек, к последнему нашему перевалу Кузуяк. Солнце село. Под перевалом стояла охотничья избушка. Уставшие и измотанные, мы расположились в ней. Сегодня мы сделали 38 километров по снегу, со всем снаряжением. Это был героический переход. Я не сказал, что иногда, под нашей тяжестью лед проламывался. Но почти всегда подо льдом были пустоты (воздушные полости). Один раз подо льдом была вода, но я успел выскочить не замочившись. Часто на льду попадались торосы или что-то вроде "складки". Один раз я подскользнулся и чуть не залетел под лед в такую "складку".

Мы приготовили обед, поужинали. Следует, наверное, описать, что представляет собой эта избушка. Это обычный сруб площадью 3 х 3 метра, покрытый плоской крышей. Единственное окошко было затянуто полиэтиленом. В углу стоит печка "буржуйка". Треть избушки занимают большие нары. Мы расстелили на полу и на нарах два больших спальных мешка и легли спать. "Утренние дежурные" уже все приготовили для завтрака. Т.е. заполнили скороварку и закрыли ее. Осталось только поставить на огонь и сварить. Скороварку поставили рядом с печкой, на полу. Поскольку мы были все обмерзшие, сильно растопили печку. Жара была жуткая. Легли спать в мешки. Я был весь взмокший и лег на мешок.

Ночью жара спала и меня начал пробирать холодок. Я хотел забраться в мешок, но потом понял, что так разбужу всех. Тогда я решил сделать доброе дело и подкинуть дров в печку. Взял в поленнице пять полешек покрупнее и закинул их в печку. Для обычной русской печи это нормально, но для буржуйки, как потом оказалось, это был гигантский заряд. Я лег спать уже в тепле и быстро заснул.

Сквозь сон слышу какой-то шум, возню и кряхтение. Кто-то завопил: "Мешки плавятся!". Спальные мешки действительно имели капроновую обшивку. Я поднялся и тут же рухнул обратно. Жара была просто адская. Двери распахнули настеж и девченки босиком повылетали на улицу, прямо на снег. Дышать было просто невозможно. Тут произошло совершенное чудо. Скороварка, стоявшая рядом с печкой вдруг оглушительно ЗАКИПЕЛА(!!!), изрыгая вокруг клубы аппетитного пара. Мы все покатились со смеху. Спать в такой жаре, где сама по себе закипает стоящая на полу скороварка, выпадает не всем. Больше всех рады были утренние дежурные. Варить суп утром уже не нужно, достаточно только подогреть.

На этот раз все проследили, чтобы я лег в спальный мешок, чтобы не смог замерзнуть.

Утром 2 февраля встали и подогрели вскипевший ночью суп, позавтракали и вышли в путь. Нам предстояло подняться на перевал Кузуяк и спуститься к деревне Кучерле. С перевала мы уже должны были видеть Тюнгур.

Часа через два мы вышли на перевал. Отсюда был виден поселок Тюнгур и река Катунь. По традиции мы перекусили шоколадкой. Это был последний перевал.

Часам к трем мы уже подходили к Тюнгуру. Завтра утром отсюда отходил двухдневный рейсовый автобус в цивилизацию - в Горно-Алтайск. Довольно долго мы не могли найти место, где можно переночевать. Но тут нам посоветовали пойти к одной старушке - Бабе Оле. Мы пошли к ней и она, почему то, нисколько не удивилась и приняла нас. Мы сказали, что вечером сюда придут еще шесть человек нашей "двойки". Но и это ее почти не удивило. Оказывается, что у нее по традиции останавливаются туристские группы. Она растопила печку. Мы сварили обед из своих запасов, пообедали. Потом принесли Бабе Оле воды в бак из колодца. Я наколол дров за домом.

Теперь я кратко расскажу о нашей "двойке". После того, как мы расстались на Аккемском озере, они пошли в трехдневный кольцевой поход. Поднялись на три перевала и вернулись в избушку альплагеря вечером 1 февраля (а мы вышли оттуда утром). На следующий день они должны были проделать почти пятьдесят километров.

К вечеру девчонки сварили много еды, а мы с Пашей пошли к ним на встречу. Было около 9 часов вечера, когда мы встретили их на мосту через Катунь. Они плелись еле-еле. Мы взяли у девчонок рюкзаки и все вместе пошли к Бабе Оле. Тут мы накормили их досыта. Развели литр спирта, выдавили туда лимон. Отметили завершение путешествия. Второй литр спирта отдали Бабе Оле. Сидели, болтали, наверное до часу ночи. Потом легли спать на полу, на спальных мешках.

3 февраля. Утром мы с Колей были дежурными. На примусах разогрели гречневую кашу и чай. Разбудили всех и позавтракали. Потом быстренько собрали рюкзаки.

Тут к дому подъехал автобус. Оказывается, Паша еще вчера договорился с водителем, чтобы он заехал за нами пустой. Мы загрузили в него свои рюкзаки, попрощались с Бабой Олей и поехали.

К обеду мы приехали в Усть-Коксу. Пообедали в столовой ни в чем не отказывая своему животу. Из столовой выходили маленькими шагами, придерживая животы.

В Усть-Кан приехали часов в шесть. Сняли два номера в гостинице и пошли по магазинам. В универмаге я купил сувенирный кораблик. На память. Ужин готовили в комнате. Потом собрались все в другой комнате и поужинали. Долго еще играли на гитаре и рассказывали друг другу о своих приключениях.

4 февраля. Позавтракали в столовой. В 10 утра подошел наш автобус. В Горно-Алтайске мы были в пять часов вечера. Оттуда буквально через 8 минут отходил автобус в Бийск. Мы купили билеты и в восемь часов вечера были уже в Бийске.

На ж/д вокзале купили билеты до Новосибирска. Наш поезд отходил через полтора часа. Мы были довольно голодные. Решили сварить суп. Так как в зале ожидания примусы разжигать нельзя, мы решили варить суп на перроне, прямо перед нашим вагоном. Как назло, суп был готов только к самому отправлению. Вагон был плацкартный. Изумившиеся пассажиры наверное посчитали нас чудаками, когда увидели следующую картину. В вагон зашел Коля, причем он ничего не видел, так как спереди и сзади у него висели альпинистские рюкзаки. Вслед за ним двигался Паша. Он шел без рюкзака, но зато, нес дымящуюся кастрюлю с супом. Замыкали церемонию все оставшиеся, с громадными рюкзаками.

Поужинали и под стук колес еще долго сидели, пили чай и поглощали остатки провизии. Спать легли где-то в пол второго.

5 февраля, примерно в 6 утра, наш поезд остановился на станции "Сеятель" в Академгородке. Мы выгрузились и двинулись к общежитиям. Было пасмурное утро. Тут я понял, что все кончено. Уже ничего не вернуть. Я так хотел отдалить этот момент. Но натиск времени неумолим. И этому суждено было произойти.

Мы дошли до общежитий. Так не хотелось расставаться и мы решили сегодня вечером опять собраться в общежитии.

Я позвонил домой.

На этом можно и окончить рассказ о нашем походе. Через день после нашего приезда началась учеба. Вроде бы все встало на свои места. Да не все.

Этот поход сильно повлиял на мой внутренний мир. Это было одно из самых ярчайших впечатлений в моей жизни. Причем это влияние я осознаю тем сильнее, чем больше проходит времени с тех пор. На Алтае были заложены семена, которые дали всходы гораздо позже, через много лет после этого...