Путешествия

Алтай 1987

[Алтай1987]

[Алтай1998]

[Алтай1999]

[Алтай2000]

  Описание экспедиции Алтай-1987

[1][2][3][4][5][6][7][8]

[Предыдущая часть] 3 [Следующая часть]

 Часть 3. Дорога


 

24 января. Громкий стук в дверь...  Еще мгновение и я в полном сознании. Стук настойчиво повторился. Это Коля. Вот молодец! Я вскочил и открыл дверь. Он даже не стал входить и поспешил обратно, собираться. Успел только напомнить, что сбор в 6:30 у "Золотой Долины". Я опять остался один. Почему-то мелькнула мысль, что еще не поздно все поправить и не ехать. Все общежитие спало. Я умылся и стал одеваться. Старался не суетиться, и в то же время работал быстро. Так всегда рано утром. Есть не хотелось, только попил чаю. И вот я поднимаю рюкзак. С первого рывка он не пошел. Тридцать кг. Тогда я присел и накинул лямки. После этого удалось медленно встать. На секунду перехватило дыхание. Лямки легли, будь здоров. Чуть шатаясь, я вышел.

На улице было свежо и тихо. После умывания, влага на лице еще не успела полностью высохнуть, и это еще более бодрило. Я шел быстрым шагом, но не гнал. Тяжелый рюкзак за плечами. Сразу было заметно, что "машина" не слушается руля так, как раньше. Если где-то нужно было обойти скользкое место, приходилось заранее снижать скорость. Иначе солидная масса сзади упорно толкала тебя прямо. На остановку я пришел первым.

Итак, в 6:30 мы собрались на автобусной остановке возле гостиницы "Золотая Долина". Наша группа состояла из восьми человек: трех парней (Паша Макрушников - руководитель, Коля Деревцов и я) и пяти девчонок (Оксана Сачкова, Таня Сероглазова, Оришич Лена, Маша Будкер и Ярославна). Как оказалось, мы ехали с другой группой из нашей секции. Они тоже ехали на Алтай в поход второй категории сложности. Правда, в отличие от нас, они с самого начала планировали ехать именно туда. Практически весь маршрут мы прошли вместе и сильно сдружились. Вторая группа состояла из шести человек: четырех парней (Стас Вибе - руководитель, Стас Сенаторов, Игорь и Андрей) и двух девчонок (Кучина Таня и Галя).

В 6:50 мы загрузились в большой красный "Икарус" и примерно к восьми часам были в аэропорту Толмачево. В дороге я успел чуть-чуть прикорнуть.

В 10:05 мы прошли регистрацию, и наш самолет АН-24 вылетел в Бийск. Через час мы совершили посадку в Бийске. Некоторое время понадобилось на выгрузку снаряжения из багажного отсека самолета. Выйдя из аэропорта, мы сели в автобус и через пол часа были на автовокзале.

Тут я должен упомянуть один интересный момент. Когда мы ехали в городском автобусе, я стоял и смотрел в заднее стекло. Мы проезжали по улицам в пригороде Бийска. В какой-то момент я вдруг был поражен. Эту картину я видел во сне, когда-то давно, в детстве.

Автовокзал в Бийске расположен рядом с железнодорожным вокзалом. Мы купили билеты до Горно-Алтайска. После этого дождались приезда двух человек из второй группы. Они выехали из Новосибирска раньше нас на поезде.

До Горно-Алтайска мы ехали три часа на старом "Лазе". Каждые пять минут он (извиняюсь) пердел. На заднем сиденье было жарко и трясло. Проезжали через городок Сростки, тут родился Василий Шукшин.

Прибыв в Горно-Алтайск, мы купили билеты до Тюнгура. Удалось взять только на завтра (25 января) к обеду, так как все мы сегодняшним рейсом не помещались. Кто-то из наших знал город, и мы съездили в столовую, пообедали.

Итак, мы в Горно-Алтайске. Город располагается в длинном ущелье и с одной стороны над городом возвышается небольшая гора. Времени до вечера еще есть, и мы с Колей решили забраться на вершину этого северного хребта. Как я понял, это была высочайшая точка из окружения города. Мы спросили разрешения и вышли. Коля шел очень хорошо. Я бы сказал, как лось. Я даже запыхался, поспевая за ним. Поднимались мы часа полтора и в 18:00 были на вершине. Там мы нашли небольшой скальный выступ. У меня был фотоаппарат (с ч/б пленкой) и мы сфотографировались. Сверху Горно-Алтайск был виден как муравейник. Были видны дома и ниточки улиц. Вообще, открывалась великолепная картина. В 18:40 мы встретили закат и затем быстро спустились в город.

С ночевкой нам крупно повезло. Мы уже настроились ночевать в зале ожидания автовокзала, как вдруг, к нам подвалил какой-то потдатый мужичек. Он спросил не нужна ли нам комната для ночевки. Ну, конечно, мы хором сказали, что нужна. Он сказал нам адрес, отдал ключи и ушел. Единственное, попросил, чтобы мы освободили ее в восемь утра. Дом оказался рядом с автовокзалом, и мы быстро нашли комнату. Это была однокомнатная квартира. Девчонки сладили ужин, а мы с Колей занялись починкой. Во время восхождения мы немного израсходовали ресурс нашей обуви. Конечно, одна комната на пятнадцать человек - это тесновато, но мы расстелили на полу спальные мешки и улеглись на них. Шестнадцатый человек уже, наверное, не уместился бы.


Утром 25 января мы встали рано и позавтракали. Начали собираться. Тут как раз подошел хозяин. Мы поблагодарили его, отдали ключи и пошли на автовокзал.

В районе полудня, на Тюнгур отходил первый автобус ("Пазик"). Примерно через полтора часа отходил второй до Усть-Кана. Несколько человек, включая меня, сели на первый автобус. Вторая половина, большая часть, остались на второй рейс.

От Горно-Алтайска до Тюнгура, дорога, в общей сложности, занимает около 14 часов на колесах. В первый день мы проехали семь часов до села Усть-Кан. С левой стороны, мимо проплывали невысокие лесистые сопки. Справа, то появлялась, то исчезала Катунь. Иногда мелькали какие-то села, Манжерок, Усть-Сема, Черга. В некоторых мы останавливались. В Шебалино мы быстренько перекусили (просто купили колбасы в магазине). Миновали Семинский перевал и через некоторое время автобус повернул круто на запад. Мы поднимались все выше и выше. Это был Ябоганский перевал. Дорога поднималась "серпантином" и была очень извилистая. Ехали чуть быстрее пешехода. В какой-то момент я вдруг заметил, что у меня из носа тоненькой струечкой пошла кровь. Я слегка запрокинул голову, и она быстро остановилась. Окружающий ландшафт постепенно изменился. Теперь нас окружали пустынные безлесые горы. Примерно к семи вечера мы прибыли в Усть-Кан.

Усть-Кан является достаточно крупным селом (районным центром). Мы остановились в местной гостинице и сняли три комнаты. Недалеко от нее была столовая. Мы успели сбегать туда до закрытия. Там было много местных мужиков, которые сидели компаниями и квасили. Может возникнуть впечатление, что находишься где-то в Техасе, а вокруг оттягиваются по спиртному местные ковбои. Захмелевшие, они с интересом разглядывали нас. Вернувшись в гостиницу, мы прямо в номере, на примусе сварили кашу для основной компании, которая должна скоро приехать на втором автобусе.

Местные жители, алтайцы, люди невысокие и, в основном, худощавые. Судя по тем людям, которых мы видели, возникает впечатление, что мужики поголовно пьяные. Один мужичек шатаясь стоял неподалеку, курил папироску и наблюдал за нами. Потом, увидев у меня фотоаппарат, подошел и начал просить, чтобы я сфотографировал его. Ну, что же, пришлось его тоже снять. Встретив оставшуюся часть нашей компании и накормив их, мы собрались в одном номере. Делились впечатлениями и играли на гитаре.


На утро следующего дня, 26 января, часов в девять, мы сели в один автобус и выехали дальше. Местность была практически безлюдная, деревни встречались редко. К обеду остановились в Усть-Коксе. Последний раз по-человечески пообедали. Недалеко находился узел связи, и я решил послать телеграмму домой: "Все нормально. Жив здоров". До отъезда оставалось еще некоторое время, и мы пошли смотреть подвесной мост через Катунь. Мост действительно был подвесной, пешеходный, без единой промежуточной опоры. Ширина реки в этом месте, насколько я помню, была метров сорок. Девчонки выскочили на него и раскачивались, что было делом, на мой взгляд, весьма рискованным. На обоих берегах возвышались по две деревянные стойки, с вершин которых через реку свисали веревочные канаты. С этих канатов спускались веревки, поддерживающие полотно моста. До поверхности воды было чуть больше метра. Интересно, как тут обстоит дело в половодье.

От Усть-Коксы, кроме нас, в автобусе никого не осталось. Дорога шла вдоль реки. Солнце скрылось в какой-то дымке. Монотонно урчал мотор. Дорога была очень извилистая, часто с правой стороны открывался обрыв к бурлящей Катуни. Сонливость одолевала меня. Несколько часов я смотрел в окно, и потом начал клевать носом. В какой-то момент я услышал сильный грохот и удар о переднее сиденье. Тишина. Произошла авария. Мы врезались в вылетевший из-за поворота "Москвич". От сильного удара его откинуло в стену задом, наш автобус опасно накренился над пропастью. На счастье там была огромная глыба, которая подпирала автобус. Мы осторожно, по одному, вышли. В "Москвиче" никто не пострадал, хотя он был разбит вдребезги. Капот и багажник смялись в лепешку. Из него выскочил веселый мужичок. Попрыгав вокруг машины, он махнул рукой и сказал: "Ай! Другую куплю". Он был явно под градусом. Похоже, это их национальная особенность (шутка, конечно). У нашего автобуса заклинило колесо. Водитель достал лом. Мы все навалились и слегка выправили его. Хорошо, что со стороны Тюнгура, навстречу двигался трактор. Он подцепил нас и выдернул на дорогу. До Тюнгура оставалось ехать минут десять. Примерно в пять часов вечера мы туда прибыли. Отсюда начнется наш пеший маршрут и через неделю мы должны будем сюда вернуться.

Тюнгур представляет собой небольшую, вытянувшуюся вдоль Катуни деревушку. По ней проходит всего одна улица. Над рекой возвышается огромный транспортный подвесной мост. В отличие от Усть-Коксинского моста, этот построен более основательно. Вместо деревянных столбов тут здоровенные бетонные колонны с мощными оттяжками, далеко на берегу. Вместо веревочных канатов толстый стальной трос. Правда, полотно моста оказалось странным. Фактически это два полотна, для каждого колеса свое, и лишь через каждые два метра они связаны металлической перемычкой. Идти по такому мосту - дело не очень приятное. Внизу, под мостом, дезориентирует мощный поток воды. Черная, ледяная глубина наводит ужас. Кроме того, полотно моста медленно колышется и качается от наших шагов. Это немного нарушает координацию. К тому же, тяжеленный рюкзак за спиной, порой, толкает тебя куда-то не туда.

Перейдя мост, мы двинулись дальше по прочищеной от снега дороге. Вокруг были вырубки. То там, то здесь, по сторонам торчали пеньки. Минут через сорок мы дошли до деревни Кучерлы. Вообще, мы планировали тут где-нибудь заночевать. Стас Вибе и Паша пошли узнать, где можно переночевать, но вернулись ни с чем. Пришлось опять поднимать рюкзаки и двигаться дальше по дороге. Примерно в километре от деревни мы поставили лагерь. Это была наша первая холодная ночевка.

Хочется сказать о том, что представляет собой ночевка в палатке зимой. Палатка имеет брезентовое дно. То есть, прямого контакта со снегом нет. На этот пол кладутся пенопластовые матрасики. Их очень просто сделать самому. Нужно взять кусок ткани, размером примерно 50 см на 1м 60 см, сложить его поперек вдвое. Теперь, между слоями ткани нужно равномерно, рядами разложить кирпичики пенопласта (размером примерно 5 х 8 х 2 см). После этого матрасик прострочивается на швейной машинке рядами, вдоль и поперек, между пенопластом. Матрасик готов. Самым важным элементом снаряжения для ночевки является спальный мешок. Мы, например, использовали трехместные спальные мешки. Он кладется прямо на матрасики. Важно соблюдать следующее правило. Не нужно напяливать на себя все запасы одежды. Как правило, при этом только сильнее замерзнешь. Нужно оставить только трико и футболку. Остальную одежду можно положить на пенопластовый матрасик, под спальник. Если она была слегка мокрая, то к утру точно высохнет...


 

[1][2][3][4][5][6][7][8]

[Предыдущая часть] 3 [Следующая часть]

[Алтай1987] [Алтай1998] [Алтай1999] [Алтай2000]


Hosted by uCoz