[Назад
к историям]
Тянь
Пробуждение было неожиданным. Словно включили телевизор. Появилась
цветная картинка, а вместе с ней звуки, запахи и ощущение присутствия. В
голове царило умиротворение и специфическое блаженство от ощущения
ясности во всем сознании.
Я лежал на простой деревянной кушетке, в домашней одежде, прямо поверх
настеленного темно-серого шерстяного одеяла.
Попытался вспомнить, где я, и, пожалуй, даже важнее – кто я.
Первый результат, я вспомнил: я – это тот самый "я", что был вчера, да и
с самого-самого детства, сколько я себя помню. Тут, как будто, все
очевидно и понятно. Слава богу, хоть что-то прояснилось.
Теперь остается вспомнить, где я.
Я обвел взглядом место, где находился. Никакого прояснения!
Это была небольшая и лаконично обставленная комната, на одной из стен
которой находилось небольшое окно на улицу, без стекла, а рядом, через
угол, прикрытая деревянная дверь. Посреди комнаты, спинкой к окну, стоял
стул. Кровать, на которой я лежал, довершала убранство этой комнаты.
Стены и потолок обшиты листами тонкой фанеры. Больше тут ничего
особенного не было.
Что же произошло накануне? Как я сюда попал? Где я?
Взглянув в окно, я увидел холмистую, поросшую густой, почти тропической
растительностью, местность. Погода стояла спокойная, сухая. Солнца не
видно, небо затянуто пеленой высоких облаков. Было сухо, светло и тихо.
За окном царило умиротворение и тишина. По всему угадывалось, что сейчас
чудесное утро.
Да где же я?!
Медленно приподнявшись, я опустил ноги на пол. Еще раз попытался
вспомнить хоть что-нибудь, что могло бы подсказать мне, как я сюда
попал. Тщательно прощупав память и не найдя ни одной зацепки, я
несколько отпустил свой разум, стараясь не доводить его до коллапса.
Паника тут ни к чему. Я жив и здоров, это уже очень хорошо. Я выспался и
отдохнул. Это вдвойне хорошо. Кому только я обязан вниманию и
гостеприимству? Кто хозяин этого жилища? Хотелось бы выразить ему
почтение.
Уперев ладони в кромку кровати, я сидел, стараясь сосредоточиться и
вспомнить хоть что-нибудь, что могло бы приоткрыть загадку этого
странного, удивительно спокойного и красивого утра. Лишь я один среди
всего окружающего спокойствия был неутешен. Во мне пытался найти выход
живой и неутоленный вопрос. Словно электрическая искра, извиваясь, он
прощупывал все возможные варианты объяснения, но никакого решения так и
не находил.
Может быть, я болен или со мной что-либо случилось? Может, я потерял
память и меня ищут родственники? Нет, вчера я как обычно вернулся домой
с работы. Я даже помню мысли, с которыми заходил домой. Это я прекрасно
помню. Но дальше-то что было?
Где я?
В ответ тишина и спокойствие маньчжурского пейзажа, вливающегося в
комнату через открытое, светлое окно и теплый воздух, наполненный
чудесными ароматами неведомых трав, а также простое убранство комнаты,
располагающее к успокоению.
Наступил момент, когда я должен был признаться себе в том, что я
совершенно никаким образом не могу объяснить, как я сюда попал. Вопреки
ожиданию, этот момент был принят спокойно, без тени волнения.
Меня, почему-то, больше волновало то, что я не знаю, кому я должен
выразить благодарность за ночлег, за то, что меня так заботливо
приютили, за спокойный сон и благодатное утро. Я уже собрался встать и
пойти поискать кого-нибудь, чтобы задать свои вопросы.
За дверью послышался легкий шорох, она медленно приоткрылась. В дверях
появился человек, одетый в коричневое монашеское одеяние. Голову
покрывал капюшон, из-за которого я сразу не увидел всего лица.
Человек сделал шаг в комнату и тихо прикрыл за собой дверь.
Я уже было готов открыть рот и поблагодарить его за внимание и заботу,
но тут он неторопливо поднял правую кисть и жестом показал мне не
нарушать молчание. При этом он поднял вместе указательный и средний
пальцы. Давно, на какой-то старинной картине я видел изображение Иисуса
Христа с таким же жестом руки.
Продолжая находиться в легком замешательстве, я не издал ни звука и весь
превратился во внимание. Мое внутреннее "я" перестало иметь какую-либо
форму, и я готов был трансформироваться хоть во что, так как ощущал себя
словно зависшим в воздухе и не имеющем никакой рациональной тверди.
Человек подошел к стоящему посреди комнаты стулу. Я подумал, что он
сейчас присядет и начнет разговор. Такой же неторопливый и спокойный
разговор, как и все окружающее действо, что разворачивалось с самого
момента моего пробуждения.
Но человек остановился возле стула и не думал садиться. Вместо этого он
молча указал рукой на спинку стула, словно желая привлечь мое внимание к
чему-то важному.
Только тут я заметил, что на этом бамбуковом стуле стояла дощечка,
прислоненная к его плетеной спинке. Дощечка эта была немногим больше
стандартного офисного листа бумаги. Она была, как будто, деревянная, и
ее поверхность, обращенная наружу, покрыта чем-то, похожим на глину.
Я уже понимал, что действо приобрело некое направление развития и рано
или поздно все прояснится. Я найду, наконец, ответы на все накопившиеся
вопросы и все встанет на свои места. Интуитивно я понимал, что никаких
причин волноваться нет. Напротив я был исполнен спокойствия и желания
выразить благодарность.
Но действия этого человека пока никаким образом не приближали меня к
пониманию происходящего.
В его руке оказалась то ли палочка, то ли тонкая лопатка, я не
разглядел. Неожиданно для меня он спокойным и уверенным движением сверху
вниз изобразил на дощечке изогнутую наклонную линию. Отвел руку к себе,
взглянул на меня, задержав взгляд, как бы подчеркивая важность того, что
он хочет передать на этой дощечке. Оставаясь в полном недоумении, я
продолжал наблюдать, что будет дальше.
Он так же изящно нанес от середины первой линии новую изогнутую линию,
только с уклоном в другую сторону. Получилось что-то похожее на палатку
или даже на человечка, если бы еще пририсовать к нему руки и голову.
Он вновь задержал взгляд на мне на пару секунд. Не дыша, я продолжал
наблюдать за его действиями.
Теперь он двумя уверенными движениями перечеркнул верхний кусочек первой
линии. Эти две финальные линии были параллельными и почти
горизонтальными, со слегка изогнутыми вверх кончиками. Правые кончики
последних линий немного задирались вверх. Верхняя линия оказалось
несколько короче нижней. В этот момент, начертанное приобрело форму
завершенности, и в нем угадывалась нотка совершенства.
Чувствовалось, что он рисует без спешки и со вкусом, зная в этом толк.
Он выпрямился, убрав палочку в другую руку. Затем он указал правой рукой
на дощечку, остановил взгляд на мне и замер.
Только тут я понял, что он изобразил иероглиф.
Мое сознание уже смирилось с тем, что в это совершенно загадочное утро
не все поддается пониманию. Но это было уже совершенным ступором. Я
вообще не знаю и не понимаю иероглифы.
При всем этом я чувствовал, что вошедший человек пытается передать мне
что-то настолько важное, что я опасался показаться тупицей в его глазах.
Рисовал он с потрясающим спокойствием и изяществом. В манере и
аккуратности движений угадывалась контролируемая сила и уверенность. Так
работает только настоящий мастер. Безусловно, он обладает полнотой
понимания происходящего. Но спокойствие и неторопливость движений выдает
в нем еще что-то очень важное. Кто же он?
Только тут я почувствовал, что от него исходит спокойствие и какое-то
душевное тепло. Доброе струящееся, живое тепло. Осмелюсь даже сказать,
что это светлая, лучистая чистота и мудрость. То, что он хочет передать
мне, очень важно и это совсем не то, о чем я хотел спросить, и оно не
поможет разрешить мои утренние загадки. Потому, что мой вопрос по
сравнению с этим иероглифом – пустяк, словно семечко одуванчика, летящее
по ветру где-то над далекими горными лугами нашей прекрасной Земли...
Внезапно ощущение озарения и ослепительного света стало стремительно
наполнять меня, словно взрыв... В этот момент я вдруг "увидел" его...
Казалось, я ждал этого целую вечность...
Господи! Наконец-то я вижу тебя! Лучистая и живая сущность, яркая, как
Солнце...
Учитель!! Всю жизнь ты сопровождал меня! Незримо я чувствовал твое
присутствие. Я чувствовал твое спокойствие за плечом, и я слышал твой
беззвучный шепот. Это ты в трудную минуту давал мне надежду. Ты помогал
не оступиться. Ты помогал отыскать путь. Ты давал сил не сдаваться. Ты
давал мудрости смириться с тем, чего я не могу сделать. Ты давал
прозрение отличить истинное от фальшивого. Твоя чистота и доброта вели
меня, как звезда в сумраке. На тебя я старался быть похожим всю жизнь,
хоть и не видел тебя. Я только чувствовал. Я незримо ощущал тебя...
В этот момент я воспарил, и тут неожиданно, в мгновение ока, произошло
стремительное перемещение. Невероятной силы поток с колоссальной
скоростью в долю секунды перенес меня в совершенно другое измерение. С
момента утреннего пробуждения я уже приобрел некоторый урок и привык
спокойно относиться к необъяснимым вещам и событиям. Я готов был принять
все, что бы со мной не происходило.
Но что это?
Я вижу знакомый потолок. Люстра. Дверь.
Приподняв голову, я стал вытягивать из памяти ниточку понимания...
Невероятное продолжало поражать меня – я проснулся дома.
Только в этот момент я осознал, что по-настоящему проснулся только
сейчас, в знакомом мне, реальном мире, где я помнил, что было вчера. А
сейчас, только что, это был сон! Невероятно красочный и реалистичный
сон! Ощущение присутствия и полнота ощущений в нем была просто
потрясающей. Ведь я в нем даже проснулся. Получается, что тогда я
проснулся от какого-то другого, второго сна. Сон во сне...
Потрясенный, я сидел на кровати и с трудом верил в то, что со мной
происходит.
Где же теперь мой мир, в котором мне должно пребывать? Где же более
настоящая реальность – там или тут?
Настоящих реальности две. Но мне должно снизойти в сумрак человечества.
Учитель все еще стоял передо мной и указывал на иероглиф...
* * *
С тех пор прошло довольно много времени, и как-то я
попросил отца помочь мне узнать, существует ли такой иероглиф, и что он
означает. Ведь я запомнил его в деталях. Спустя время отец сказал мне,
что это древнее начертание китайского иероглифа Тянь, относящегося к
категории корневых.
"Тянь" означает "Небо", а также "природа", "бог". А если
быть точнее, то Тянь – это целая категория китайской философии и
культуры. Применяется иероглиф в четырех основных значениях или их
комбинациях: 1) верховное божество, высшая божественная сила; 2) высшее
природное начало в системе трех ценностей вместе с Землей (как началом
более низкого уровня) и с человеком (медиатором между ними); 3) природа
как абстрактная “естественная” целостность, понятие, родственное биному
Тянь Ди (Небо и Земля), обозначающему биполярный универсум; 4) главное
природное начало в человеке, определяющее его “индивидуальную природу”.
Начертание иероглифа Тянь восходит к пиктографическому изображению
“большого человека”.
Древние китайские мудрецы говорили, что Тянь (Небо) –
пристанище творящих добро и судья совершающих злодеяния. Древние
говорили, что нужно преклоняться перед Небом и уважать Небо, только
тогда мир и гармония будут среди людей "долгими, как Небо и постоянными,
как Земля". В Древнем Китае люди очень уважали Небо. Император назывался
"сыном Неба", а одарённый талантами и умом человек назывался человеком с
"небесным даром".
О смысле этого сна говорить сложно. В первую очередь
потому, что в нем есть духовная подоплека. Как правило, понятия
духовного мира, в лучшем случае, не совсем ясны и сразу не очевидны для
обыкновенного мирского понимания. Лишь войдя в состояние духовного
транса, отрешения или просветления, эти понятия могут обрести для
человека свой настоящий смысл. Одновременно с этим, большинство
ценностей земного мира обычно теряют свою значимость и ценность. Они
меркнут, "превращаясь в черепки". Прямого понимания между двумя мирами
нет. И лишь единицы просветленных способны жить и видеть два мира
одновременно. Этот удел нелегкий. Такой человек становится маргиналом в
нашем земном мире суеты и страстей. Его существование теперь – это игра.
Он должен прикладывать определенные усилия, чтобы быть похожим на
остальных и сосуществовать с ними. Ничего приятного в этом
сосуществовании нет. Просветленный не будет бороться за свое место в
этом мире. Он тут лишь играет роль человека, но принадлежит уже совсем
другому миру. Он уйдет сразу, когда будет дано. Он – маска. А кто за
этой маской, зачастую никто из его окружения даже не знает.
Этот удел нелегкий потому, что ты живешь со способностью
видеть огромное количество тьмы в мире людей. Эта темнота окружает тебя
везде. Почти нет места, где бы ее не было. От этого душа постоянно
болит. Лишь вдалеке от городов становится легче, и можно набраться сил.
Нужно побыть один на один с природой. Побыть одному. Это важно. Дикая
природа чиста. Она одинакова и неизменна в обоих мирах. Она дарит
духовное исцеление и способна наделить тебя силой продолжать жить.
Природа способна дать прозрение ищущему человеку. Нужно только побыть с
ней наедине.
Как это не прискорбно, но очень значительная доля людей в
современных, цивилизованных городах – духовно совершенно слепа. Это
удручает, а масштабы слепости поначалу приводят в ужас. Слепому
бесполезно говорить о свете. Лишь ищущему ты можешь помочь найти свой
путь.
Древние предки завещали нам соблюдать традиции и ритуалы,
быть бесхитростными и открытыми, помогать друг другу, поддерживать
духовные ценности. Но по большей части люди, если и соблюдают их, то
просто механически, не вкладывая своего духовного потенциала в эти
действия. Тем самым мы оскорбляем память духовных отцов и святых
мудрецов. Так жить нельзя.
Земля, Природа – это наша Мать. Солнце – это наш Отец.
Для нас, живущих, они самое ценное, что только может быть. Если они
вечны, то и жизнь наша духовная будет вечной, и никогда не истечет
время. Нужно любить и уважать людей, дарить свое внимание предкам и
заботу детям.
Человеческий мир – отстойник, после которого каждый
пойдет по своей дороге. Слепые опять во Тьму. Прозревшие – во Свет.
иероглиф Тянь
Этот случай произошел со мной через 40 дней с моего путешествия в горы.
В тот день моей группе чудом удалось выжить при сходе огромной лавины с
горы Белуха.
13.03.2011
Краснопевцев С.Е.
г.Новосибирск
[Назад] |