ИСТОРИИ

[Назад к историям]

 

Тянь

 

Пробуждение было неожиданным. Словно включили телевизор. Появилась цветная картинка, а вместе с ней звуки, запахи и ощущение присутствия. В голове царило умиротворение и специфическое блаженство от ощущения ясности во всем сознании.

Я лежал на простой деревянной кушетке, в домашней одежде, прямо поверх настеленного темно-серого шерстяного одеяла.

Попытался вспомнить, где я, и, пожалуй, даже важнее – кто я.

Первый результат, я вспомнил: я – это тот самый "я", что был вчера, да и с самого-самого детства, сколько я себя помню. Тут, как будто, все очевидно и понятно. Слава богу, хоть что-то прояснилось.

Теперь остается вспомнить, где я.

Я обвел взглядом место, где находился. Никакого прояснения!

Это была небольшая и лаконично обставленная комната, на одной из стен которой находилось небольшое окно на улицу, без стекла, а рядом, через угол, прикрытая деревянная дверь. Посреди комнаты, спинкой к окну, стоял стул. Кровать, на которой я лежал, довершала убранство этой комнаты. Стены и потолок обшиты листами тонкой фанеры. Больше тут ничего особенного не было.

Что же произошло накануне? Как я сюда попал? Где я?

Взглянув в окно, я увидел холмистую, поросшую густой, почти тропической растительностью, местность. Погода стояла спокойная, сухая. Солнца не видно, небо затянуто пеленой высоких облаков. Было сухо, светло и тихо. За окном царило умиротворение и тишина. По всему угадывалось, что сейчас чудесное утро.

Да где же я?!

Медленно приподнявшись, я опустил ноги на пол. Еще раз попытался вспомнить хоть что-нибудь, что могло бы подсказать мне, как я сюда попал. Тщательно прощупав память и не найдя ни одной зацепки, я несколько отпустил свой разум, стараясь не доводить его до коллапса. Паника тут ни к чему. Я жив и здоров, это уже очень хорошо. Я выспался и отдохнул. Это вдвойне хорошо. Кому только я обязан вниманию и гостеприимству? Кто хозяин этого жилища? Хотелось бы выразить ему почтение.
Уперев ладони в кромку кровати, я сидел, стараясь сосредоточиться и вспомнить хоть что-нибудь, что могло бы приоткрыть загадку этого странного, удивительно спокойного и красивого утра. Лишь я один среди всего окружающего спокойствия был неутешен. Во мне пытался найти выход живой и неутоленный вопрос. Словно электрическая искра, извиваясь, он прощупывал все возможные варианты объяснения, но никакого решения так и не находил.

Может быть, я болен или со мной что-либо случилось? Может, я потерял память и меня ищут родственники? Нет, вчера я как обычно вернулся домой с работы. Я даже помню мысли, с которыми заходил домой. Это я прекрасно помню. Но дальше-то что было?

Где я?

В ответ тишина и спокойствие маньчжурского пейзажа, вливающегося в комнату через открытое, светлое окно и теплый воздух, наполненный чудесными ароматами неведомых трав, а также простое убранство комнаты, располагающее к успокоению.

Наступил момент, когда я должен был признаться себе в том, что я совершенно никаким образом не могу объяснить, как я сюда попал. Вопреки ожиданию, этот момент был принят спокойно, без тени волнения.

Меня, почему-то, больше волновало то, что я не знаю, кому я должен выразить благодарность за ночлег, за то, что меня так заботливо приютили, за спокойный сон и благодатное утро. Я уже собрался встать и пойти поискать кого-нибудь, чтобы задать свои вопросы.

За дверью послышался легкий шорох, она медленно приоткрылась. В дверях появился человек, одетый в коричневое монашеское одеяние. Голову покрывал капюшон, из-за которого я сразу не увидел всего лица.

Человек сделал шаг в комнату и тихо прикрыл за собой дверь.

Я уже было готов открыть рот и поблагодарить его за внимание и заботу, но тут он неторопливо поднял правую кисть и жестом показал мне не нарушать молчание. При этом он поднял вместе указательный и средний пальцы. Давно, на какой-то старинной картине я видел изображение Иисуса Христа с таким же жестом руки.

Продолжая находиться в легком замешательстве, я не издал ни звука и весь превратился во внимание. Мое внутреннее "я" перестало иметь какую-либо форму, и я готов был трансформироваться хоть во что, так как ощущал себя словно зависшим в воздухе и не имеющем никакой рациональной тверди.

Человек подошел к стоящему посреди комнаты стулу. Я подумал, что он сейчас присядет и начнет разговор. Такой же неторопливый и спокойный разговор, как и все окружающее действо, что разворачивалось с самого момента моего пробуждения.

Но человек остановился возле стула и не думал садиться. Вместо этого он молча указал рукой на спинку стула, словно желая привлечь мое внимание к чему-то важному.

Только тут я заметил, что на этом бамбуковом стуле стояла дощечка, прислоненная к его плетеной спинке. Дощечка эта была немногим больше стандартного офисного листа бумаги. Она была, как будто, деревянная, и ее поверхность, обращенная наружу, покрыта чем-то, похожим на глину.

Я уже понимал, что действо приобрело некое направление развития и рано или поздно все прояснится. Я найду, наконец, ответы на все накопившиеся вопросы и все встанет на свои места. Интуитивно я понимал, что никаких причин волноваться нет. Напротив я был исполнен спокойствия и желания выразить благодарность.

Но действия этого человека пока никаким образом не приближали меня к пониманию происходящего.

В его руке оказалась то ли палочка, то ли тонкая лопатка, я не разглядел. Неожиданно для меня он спокойным и уверенным движением сверху вниз изобразил на дощечке изогнутую наклонную линию. Отвел руку к себе, взглянул на меня, задержав взгляд, как бы подчеркивая важность того, что он хочет передать на этой дощечке. Оставаясь в полном недоумении, я продолжал наблюдать, что будет дальше.

Он так же изящно нанес от середины первой линии новую изогнутую линию, только с уклоном в другую сторону. Получилось что-то похожее на палатку или даже на человечка, если бы еще пририсовать к нему руки и голову.

Он вновь задержал взгляд на мне на пару секунд. Не дыша, я продолжал наблюдать за его действиями.

Теперь он двумя уверенными движениями перечеркнул верхний кусочек первой линии. Эти две финальные линии были параллельными и почти горизонтальными, со слегка изогнутыми вверх кончиками. Правые кончики последних линий немного задирались вверх. Верхняя линия оказалось несколько короче нижней. В этот момент, начертанное приобрело форму завершенности, и в нем угадывалась нотка совершенства.

Чувствовалось, что он рисует без спешки и со вкусом, зная в этом толк. Он выпрямился, убрав палочку в другую руку. Затем он указал правой рукой на дощечку, остановил взгляд на мне и замер.

Только тут я понял, что он изобразил иероглиф.

Мое сознание уже смирилось с тем, что в это совершенно загадочное утро не все поддается пониманию. Но это было уже совершенным ступором. Я вообще не знаю и не понимаю иероглифы.

При всем этом я чувствовал, что вошедший человек пытается передать мне что-то настолько важное, что я опасался показаться тупицей в его глазах. Рисовал он с потрясающим спокойствием и изяществом. В манере и аккуратности движений угадывалась контролируемая сила и уверенность. Так работает только настоящий мастер. Безусловно, он обладает полнотой понимания происходящего. Но спокойствие и неторопливость движений выдает в нем еще что-то очень важное. Кто же он?

Только тут я почувствовал, что от него исходит спокойствие и какое-то душевное тепло. Доброе струящееся, живое тепло. Осмелюсь даже сказать, что это светлая, лучистая чистота и мудрость. То, что он хочет передать мне, очень важно и это совсем не то, о чем я хотел спросить, и оно не поможет разрешить мои утренние загадки. Потому, что мой вопрос по сравнению с этим иероглифом – пустяк, словно семечко одуванчика, летящее по ветру где-то над далекими горными лугами нашей прекрасной Земли...

Внезапно ощущение озарения и ослепительного света стало стремительно наполнять меня, словно взрыв... В этот момент я вдруг "увидел" его...

Казалось, я ждал этого целую вечность...

Господи! Наконец-то я вижу тебя! Лучистая и живая сущность, яркая, как Солнце...

Учитель!! Всю жизнь ты сопровождал меня! Незримо я чувствовал твое присутствие. Я чувствовал твое спокойствие за плечом, и я слышал твой беззвучный шепот. Это ты в трудную минуту давал мне надежду. Ты помогал не оступиться. Ты помогал отыскать путь. Ты давал сил не сдаваться. Ты давал мудрости смириться с тем, чего я не могу сделать. Ты давал прозрение отличить истинное от фальшивого. Твоя чистота и доброта вели меня, как звезда в сумраке. На тебя я старался быть похожим всю жизнь, хоть и не видел тебя. Я только чувствовал. Я незримо ощущал тебя...

В этот момент я воспарил, и тут неожиданно, в мгновение ока, произошло стремительное перемещение. Невероятной силы поток с колоссальной скоростью в долю секунды перенес меня в совершенно другое измерение. С момента утреннего пробуждения я уже приобрел некоторый урок и привык спокойно относиться к необъяснимым вещам и событиям. Я готов был принять все, что бы со мной не происходило.

Но что это?

Я вижу знакомый потолок. Люстра. Дверь.

Приподняв голову, я стал вытягивать из памяти ниточку понимания...

Невероятное продолжало поражать меня – я проснулся дома.

Только в этот момент я осознал, что по-настоящему проснулся только сейчас, в знакомом мне, реальном мире, где я помнил, что было вчера. А сейчас, только что, это был сон! Невероятно красочный и реалистичный сон! Ощущение присутствия и полнота ощущений в нем была просто потрясающей. Ведь я в нем даже проснулся. Получается, что тогда я проснулся от какого-то другого, второго сна. Сон во сне...

Потрясенный, я сидел на кровати и с трудом верил в то, что со мной происходит.

Где же теперь мой мир, в котором мне должно пребывать? Где же более настоящая реальность – там или тут?

Настоящих реальности две. Но мне должно снизойти в сумрак человечества.

Учитель все еще стоял передо мной и указывал на иероглиф...

 

* * *

 

 

С тех пор прошло довольно много времени, и как-то я попросил отца помочь мне узнать, существует ли такой иероглиф, и что он означает. Ведь я запомнил его в деталях. Спустя время отец сказал мне, что это древнее начертание китайского иероглифа Тянь, относящегося к категории корневых.

"Тянь" означает "Небо", а также "природа", "бог". А если быть точнее, то Тянь – это целая категория китайской философии и культуры. Применяется иероглиф в четырех основных значениях или их комбинациях: 1) верховное божество, высшая божественная сила; 2) высшее природное начало в системе трех ценностей вместе с Землей (как началом более низкого уровня) и с человеком (медиатором между ними); 3) природа как абстрактная “естественная” целостность, понятие, родственное биному Тянь Ди (Небо и Земля), обозначающему биполярный универсум; 4) главное природное начало в человеке, определяющее его “индивидуальную природу”. Начертание иероглифа Тянь восходит к пиктографическому изображению “большого человека”.

Древние китайские мудрецы говорили, что Тянь (Небо) – пристанище творящих добро и судья совершающих злодеяния. Древние говорили, что нужно преклоняться перед Небом и уважать Небо, только тогда мир и гармония будут среди людей "долгими, как Небо и постоянными, как Земля". В Древнем Китае люди очень уважали Небо. Император назывался "сыном Неба", а одарённый талантами и умом человек назывался человеком с "небесным даром".

 

О смысле этого сна говорить сложно. В первую очередь потому, что в нем есть духовная подоплека. Как правило, понятия духовного мира, в лучшем случае, не совсем ясны и сразу не очевидны для обыкновенного мирского понимания. Лишь войдя в состояние духовного транса, отрешения или просветления, эти понятия могут обрести для человека свой настоящий смысл. Одновременно с этим, большинство ценностей земного мира обычно теряют свою значимость и ценность. Они меркнут, "превращаясь в черепки". Прямого понимания между двумя мирами нет. И лишь единицы просветленных способны жить и видеть два мира одновременно. Этот удел нелегкий. Такой человек становится маргиналом в нашем земном мире суеты и страстей. Его существование теперь – это игра. Он должен прикладывать определенные усилия, чтобы быть похожим на остальных и сосуществовать с ними. Ничего приятного в этом сосуществовании нет. Просветленный не будет бороться за свое место в этом мире. Он тут лишь играет роль человека, но принадлежит уже совсем другому миру. Он уйдет сразу, когда будет дано. Он – маска. А кто за этой маской, зачастую никто из его окружения даже не знает.

Этот удел нелегкий потому, что ты живешь со способностью видеть огромное количество тьмы в мире людей. Эта темнота окружает тебя везде. Почти нет места, где бы ее не было. От этого душа постоянно болит. Лишь вдалеке от городов становится легче, и можно набраться сил. Нужно побыть один на один с природой. Побыть одному. Это важно. Дикая природа чиста. Она одинакова и неизменна в обоих мирах. Она дарит духовное исцеление и способна наделить тебя силой продолжать жить. Природа способна дать прозрение ищущему человеку. Нужно только побыть с ней наедине.

Как это не прискорбно, но очень значительная доля людей в современных, цивилизованных городах – духовно совершенно слепа. Это удручает, а масштабы слепости поначалу приводят в ужас. Слепому бесполезно говорить о свете. Лишь ищущему ты можешь помочь найти свой путь.

Древние предки завещали нам соблюдать традиции и ритуалы, быть бесхитростными и открытыми, помогать друг другу, поддерживать духовные ценности. Но по большей части люди, если и соблюдают их, то просто механически, не вкладывая своего духовного потенциала в эти действия. Тем самым мы оскорбляем память духовных отцов и святых мудрецов. Так жить нельзя.

Земля, Природа – это наша Мать. Солнце – это наш Отец. Для нас, живущих, они самое ценное, что только может быть. Если они вечны, то и жизнь наша духовная будет вечной, и никогда не истечет время. Нужно любить и уважать людей, дарить свое внимание предкам и заботу детям.

Человеческий мир – отстойник, после которого каждый пойдет по своей дороге. Слепые опять во Тьму. Прозревшие – во Свет.

 

иероглиф Тянь

 

Этот случай произошел со мной через 40 дней с моего путешествия в горы. В тот день моей группе чудом удалось выжить при сходе огромной лавины с горы Белуха.

 

 

 

13.03.2011
Краснопевцев С.Е.
г.Новосибирск

 

[Назад]


Hosted by uCoz