ИСТОРИИ

[Назад к историям]

 

Первый прыжок

 

Было в моей жизни замечательное время, когда я работал на набережной Речного вокзала Новосибирска. Это были годы, которые навсегда останутся в моей памяти как время активной деятельности, время одухотворенного отношения к работе, когда работаешь плечом к плечу в дружном и хорошо сработавшемся коллективе. Это были годы, когда я шел на работу с желанием, а уходил с грустью и устремлением в завтрашний день. Здание Речного вокзала находилось на пристани реки Обь и значительная часть рабочего времени проходила на свежем воздухе, на солнце. Куда ни глянь, стояли небольшие летние кафе, играет музыка, вокруг одни отдыхающие. И сам как будто отдыхаешь. Вся эта атмосфера не давала накапливаться напряжению. Работать было легко и приятно. Если же и были трудные моменты или возникала усталость, то достаточно было просто подойти к реке и спокойно посмотреть в ее неторопливые воды. Птицы небольшими стаями играли в воздухе, легкий свежий ветерок рисовал на поверхности воды легкую рябь. Солнце весело искрилось в волнах реки. Все это, за годы, некоторым образом повлияло на характер моего внутреннего "я". Я всегда любил природу, а тут я нашел упоение природой в центре большого города. Я упивался природой и рекой. Я не мог начать рабочий день не выйдя утром к реке и не поздоровавшись с ней. Я стал воспринимать мир больше глазами художника, нежели специалиста по компьютерной технике и администратора парка аттракционов. Я стал больше ценить внутреннее спокойствие.

Как я сказал, компания у нас была очень дружная и мы часто собирались в конце работы, по вечерам, в летнем кафе и обсуждали разнообразные вопросы. Однажды, во время такого общения, я как-то невзначай высказал мысль о том, чтобы прыгнуть с парашютом с самолета. Как это пришло мне в голову, я не помню. Можно сказать, что я случайно так обмолвился. Воцарилась секунда молчания. Идея c воодушевлением была подхвачена чуть ли не десятком моих товарищей. Помню, что меня это даже несколько смутило, потому, что сам для себя я это еще совсем не решил, но отказываться уже было, как будто, поздно.

Спустя некоторое время я узнал, сколько это стоит, куда и когда нужно приехать, чтобы попасть на самолет, и произвести прыжки. К этому времени уже был составлен список участников. События разворачивались стремительно для меня самого. Я невольно оказался в роли организатора этого мероприятия. Буквально, спустя неделю после возникновения идеи, мы расходились вечером по домам, договорившись рано утром выдвинуться на военный аэродром в городе Бердске.

Утром я проснулся рано и вышел на балкон. Было еще прохладно, небо слегка затянуто туманной хмарью. Природа еще спала, даже птички не чирикали. Было очень тихо. Листья на деревьях висели неподвижно. Не хотелось никуда ехать и тем более откуда-то прыгать, особенно с неба. Хотелось сесть в кресло и спокойно задремать. Как мне вообще могла придти в голову такая мысль – прыгать с парашютом? Бред полный! Меня, как-то и не тянет совсем прыгать. Я уже готов был махнуть на все рукой.

Но тут я вспомнил, что все наши "парашютисты" равнялись на меня. Как я мог теперь взять и не поехать?! В самый день прыжка! Это непорядочно. Так нельзя. Теперь уж придется поехать и прыгнуть, хочется тебе этого или нет. Кто угодно мог бы отказаться, но только не я. Да я, просто, сам себя уважать перестану, не говоря уже о других. Ну неужели совсем не осталось во мне решительности и твердости? Давай, хватит уже нюни разводить! Пора собираться!

Я тщательно умылся, насухо вытер лицо. Выпил немного горячего кофе. Тут зазвонил телефон. Это Ольга, моя одноклассница, мы с ней работаем на Речном. Она одна из горячих сторонников нашего мероприятия. Она спросила меня – едем ли мы. Я бодро ответил:

– Конечно же едем! Какие могут быть разговоры. Я уже собрался. Через двадцать минут выхожу. Ты звонила кому-нибудь еще?

– Я звонила Олегу Валентиновичу. Он уже выехал за нами на машине и заберет по дороге Аню. За Татьяной мы заедем по пути в Бердск.

– Замечательно! ...

Через двадцать минут подъехал Олег с Аней, и мы вчетвером выехали в Бердск.
По пути выяснилось, что Татьяна приболела и поехать не сможет. По телефону она пожелала нам удачных прыжков.

Итак, нас осталось четверо. Половина отсеялась. Кто-то не может сегодня, у кого-то дела, кто-то вовремя отказался, кто-то, как оказалось, приболел. Вот так!

Машина быстро мчалась по Бердскому шоссе. Машин почти не было. В субботнее утро все нормальные люди еще спят дома. Только нам почему-то не спится. Не можем мы жить спокойно!

Мы подъехали к контрольно-пропускному пункту Бердского военного аэродрома. Машину оставили на парковке. Дежурный сказал, что дальше, на учебную площадку нужно идти пешком.

На учебной площадке стоял старый самолет ТУ-104. Это первый советский реактивный пассажирский самолет. В раннем детстве я на таком летал во Фрунзе. Здесь этот самолет использовался как склад парашютов. Рядом стояли какие-то непонятные конструкции, наподобие турников, только более замысловатые.

На площадке уже было человек пять таких же как мы потенциальных парашютистов. Они сказали, что скоро должен подойти инструктор. Инструктор действительно скоро подошел и провел с нами обстоятельный инструктаж. Он рассказывал о том что такое парашют, как он одевается, как снимается, как нужно выпрыгивать из самолета, как и сколько лететь, как дергать кольцо, как себя вести при раскрытии купола. Что делать если парашют понесет на деревья, крыши или линии электропередачи. После этого он каждого из нас проверил на усвоение этих знаний. Затем он подвесил на специальной конструкции тренировочную парашютную обвязку и показал, как нужно висеть во время прыжка, как можно поворачиваться, как выдергивать штропичку запасного парашюта, чтобы он не раскрылся автоматически на высоте 400 метров. Так же он подробно рассказал, как нужно касаться земли, чтобы не повредить ноги или еще чего-нибудь. После этого он каждого из нас "прогнал" на этом учебном стенде, и только когда все точно и без ошибок выполнили его инструкции, отправил нас дальше, к будочке. В общей сложности инструктаж длился около часа. За это время вокруг собралась целая толпа новых желающих прыгать сегодня.

Тут вдруг Аня сказала, что она прыгать не будет, а будет ждать нас тут и снимать все на мою видеокамеру. Как мы ни пытались ее уговорить, она была неумолима, а может быть и мудра. Похоже, она все для себя окончательно решила и теперь переубедить ее было уже невозможно.

Далее нас повели на медицинский осмотр. Столик стоял прямо под открытым небом. Участники прыжков по очереди садились на стул. Нам померили артериальное давление, пульс, посмотрели зрачки. После этого, мы оставили свои подписи в каком-то журнале.

Далее нас построили и выдали специальные танкистские шапки, заставили их плотно одеть и туго завязать. К этому времени какие-то молодые люди (думаю, это воспитанники какой-то детско-юношеской школы парашютистов) раскладывали в ряд парашютные рюкзаки принося их из старого ТУ-104.

Вот неподалеку послышался рокот запускаемого двигателя. Это был АН-2 "Кукурузник", на котором нам предстояло вскоре вылететь. Через некоторое время самолет начал выруливать на широкое поле и пошел на взлет. Мы смотрели на него с благоговением, представляя, как через каких-нибудь полчаса и мы будем так же подниматься на нем в небо. Поднявшись на высоту одного километра самолет сделал около трех кругов, выбрасывая небольшие оранжевые парашютики с грузиками. Нам объяснили, что так пилот примеряется к десантированию, чтобы парашютисты потом приземлялись в нужном месте.

Этим временем мы надели парашюты и инструктора проверяли натяжку всех ремней у каждого из нас. Оказалось, что натяжка должна быть такой, чтобы ремни не мешали нагнуться вперед.

Погода несколько развеялась и даже появилось солнышко. Мы держались бодро и весело. Так оказалось легче переносить тревожные минуты ожидания. Как ни крути, а внутренне мы, конечно, немного нервничали. Было страшновато. Мне иногда казалось, что я не смогу перебороть инстинкт самосохранения и шагнуть в открытый проем самолета. Но я старался не отдаваться во власть страхов, а думать о хорошем. В конце-концов, сколько народу уже прыгало до нас! А сколько еще будет прыгать? И что, мы какие-то особенные? Да нет. Все будет нормально! Нужно не думая сигануть туда и все. Дальше все сделает техника. Не забыть, конечно дернуть кольцо. Оно находится на левом плече. Нужно будет ухватить его правой рукой, а поверх еще обхватить левой. Так сказал инструктор. Что-то я забыл спросить, трудно оно дергается или нет.

Мы дождались, когда самолет приземлится и вырулит на специальную площадку. Нас выстроили в шеренгу и инструктор дал команду выдвигаться к самолету.

Мне еще ни разу не приходилось летать на "Кукурузнике". Я только видел его в полете с земли. Мне казалось, это малюсенький самолетик, летает совсем медленно. Тут же перед нами предстал приличных размеров самолет. По лесенке мы поднялись внутрь.

Вдоль обоих бортов фюзеляжа находились скамейки. Впереди виднелась приборная панель, перед которой, на кресле пилота, сидела какая-то девчонка и разговаривала по сотовому телефону. Неужели самолетом будет управлять эта девчонка? Я имею некоторое представление об управлении самолетом такого класса и даже знаком с аэронавигацией. Это совсем не так просто, как может показаться. Нет, не может быть. Наверное это просто чья-то знакомая села посидеть.

Всего в самолет нас село девять парашютистов. Самолет сделает три захода над полем. На каждом заходе по очереди прыгнут трое.

Все сидели молча. Думаю, из всех нас никто еще не прыгал раньше. Это читалось в глазах у всех. Да, действительно, настроение как перед казнью. Улыбки выглядят слишком фальшиво. Лучше и не выпендриваться. Так... правую ногу ставлю на порог, по команде инструктора делаю выпад вперед и с силой выпрыгиваю. Скукоживаюсь в комок, руки держать на кольце. Далее считаю секунды до четырех. Только честно – не быстрее, не медленнее. Затем дергаю кольцо и вытягиваю левую руку и правую ногу. В момент раскрытия купола нужно приготовиться к рывку и сгруппироваться. Вроде, все просто. Самое главное, чтобы раскрылся купол, а там уже легкотня!

Парень, который рассаживал нас в самолете надел парашют. Только не такой, как у нас, а компактный, спортивный. Дверь закрылась. У штурвала оказались два настоящих пилота в специальной форме и с наушниками, девчонка куда-то испарилась.

Самолет медленно подался и начал покачиваться на кочках летного поля. Вскоре он на несколько секунд замедлил ход и затем резво пошел на взлет. Двигатель взревел и дальше его рев не ослабевал. Разгон был энергичный, мы еле держались на своих скамеечках. Вот сильная вибрация закончилась, самолет натужно набирал высоту. Начало закладывать уши. Я обернулся и увидел в иллюминатор несколько коров, гуляющих на каком-то лугу. Не хватало еще на корову приземлиться!
Мне показалось, мы поднимались минут десять-пятнадцать. Затем на стенке загорелась красная лампочка и инструктор открыв дверь выбросил наружу небольшой алый парашютик с грузиком. Потом мы пошли на второй круг. Сейчас должно прыгнуть трое. Третий – я.

В душе все похолодело. Я ощутил четкую разницу между альпинизмом и парашютным спортом. В альпинизме я доверяю жизнь снаряжению и своим рукам. Я вижу глазами то, что меня держит. Я своими руками навязываю веревки, пробую их на рывок, цепляю карабины и забиваю крючья. Я все это вижу, это можно потрогать.

Тут я могу лишь с натяжкой потрогать парашют локтем. Я не знаю, кто его складывал, сколько он уже служит, прочные ли у него стропы, как от кольца приводится в действие раскрытие купола. Я ничего этого не знаю. Я вынужден слепо доверится. Это нетипично для альпинизма. Там ты можешь довериться только если абсолютно уверен в снаряжении. Если не уверен, взгляни еще раз на конструкцию и попробуй ее руками. Все надежно. И еще. Прыжок необратим. Если прыгнул, то остается только падать и приземляться. Обратно уже не запрыгнешь. Если что-то случиться, выкручиваться будешь один. Спросить не у кого. Помочь никто не сможет. Времени у тебя совсем мало. Ниже ста метров спасаться смысла уже нет.

Инструктор рукой дает мне команду приготовиться. Я встал, подошел к открытой двери, поставил правую ногу на край порога, левую оставил позади, ухватил кольцо обеими руками. Тут я увидел внизу предыдущего парашютиста. Он летел и летел уменьшаясь в точку, но парашют так и не раскрывался. Может что-то случилось? Я попытался сказать об этом инструктору, но он только рявкнул "Все нормально" и тут же скомандовал "Прыгай!". Я снова пытаюсь сказать ему, что у того парашют уже больше четырех секунд не раскрывается. Но он снова прервал меня командой "Прыгай!". Он уже занес руку сзади меня, чтобы вытолкнуть. Я понял, что ему нет дела до того парня и сам резко сиганул в открытый проем...

Первое, что я почувствовал – это сильный ветер. Все мое сознание, с головы до пят, словно молния, пронзила ослепительная мысль: "Я ПАДАЮ!!!". Много лет, занимаясь альпинизмом, я настолько привык к мысли, что падение равносильно смерти, что это превратилось в рефлекс. Падать нельзя. Хоть как, хоть что, но падать нельзя. И вот я падаю! Рефлексы взбудоражили меня как электрошок в тысячу вольт: "Я падаю! Я падаю!". Все это продолжалось не более секунды. Был даже позыв дернуть кольцо, но я во время вернулся в реальность и начал отсчитывать секунды. Все должно быть четко! Никакой паники!

Пока шли эти долгие секунды я успел разглядеть отдельные домики в центре Бердска. Они были такие маленькие и аккуратные, словно игрушечные, размером с копеечную монетку. Дальше смотреть было трудно, так как ветер сдувал веки. Пришлось сильнее сощурить глаза, почти зажмурить.

Секунды тянулись медленно. Я помню, как я ждал. Я ждал и ждал. Ждал и ждал. И вот, в сознании прозвучала заветная "четверка". Неспеша я приготовился и произвел хороший, энергичный рывок. Как учили – двумя руками. Все, от чего зависит моя жизнь – это один рывок. За весь прыжок я должен сделать одно движение. Всего-то на всего. Это все, что я могу сделать для успешного завершения прыжка. Вот я это и сделал...

Но каков был мой ужас, когда я увидел перед собой свою руку, сжимающую кольцо, на котором болтался короткий обрывок стального тросика! Именно обрывок!

Неужели тросик оборвался и парашют так и остается у меня за спиной нераскрытый? Неужели я дернул кольцо, оторвал его и больше ничего не происходит! Я продолжаю падать!!!

Интересно, много ли найдется людей, испытавших подобные ощущения. Те, кто испытал, наверное уже ничего не расскажут. А таких, кто может рассказать, наверняка немного.

Собственно, все, что я мог сделать, я уже сделал. Больше я сделать ничего не могу. Теперь остается только падать. Не верилось, что все вот так закончится. Как-то нелепо и глупо. Я чувствовал, как ухмыляются сейчас какие-то бесы, глядя, как я беспомощно падаю. Но в то же время я видел, что за ними, словно могучие Египетские пирамиды, стоят Колоссы, излучающие спокойствие. Надежда умирает последней. Это истина!

Тут я почувствовал, что за спиной у меня что-то брякнуло и зашевелилось. Да, да! Я верил в это! Должно быть это все-таки раскрывается парашют!

Спустя еще пару секунд меня потянуло вверх и я начал ощущать натяжение строп. Взглянув вверх я увидел раскрывающийся купол. Я раскачивался на стропах, словно ребенок на качелях. Амплитуда была довольно большая. Но постепенно она уменьшалась и спустя минуту или две, я уже спокойно парил в тишине и благодати.

Трудно выразить свое состояние после всего пережитого. Всего несколько секунд, а сколько успел пережить, увидеть, понять. Странная штука Жизнь! Как мы не ценим ее, когда она в наших руках, и как беспомощно хватаем воздух, когда теряем ее. Цени жизнь, пока живешь! Благодари Бога за жизнь! Цени жизнь окружающих. Все наши житейские неурядицы, которые нас порой так расстраивают, в общем-то пустяки. Это так, пыль на дороге. Они приходят и уходят. А в конце-концов, проходит все. Поэтому нужно радоваться глобальному, а не мелкому. Нужно радоваться жизни, пока она есть.

После такого стресса меня отпустило и расслабившись я любовался замечательным видом, открывающимся во все стороны. В Бердском заливе отражалось восходящее солнце. Чуть поодаль подо мной лежал город Бердск. Целый город, как на ладони. Я мог рассмотреть каждую улочку, дом. На дорогах я видел цветные букашки машин. Позади открывалась голубая гладь Обского моря. Новосибирск в дымке не был виден.

Поболтав ногами я посмотрел вниз. Трудно было понять, какое расстояние от моих ног до земли. Порой кажется, что еще немного вытянув носок я смогу достать земли. Но никак не получалось. Да и ладно.

Наш самолет уже сделал второй заход. Я взглянул наверх и увидел, далеко наверху белый купол. Внизу тоже виднелись два купола.

Эх! Благодать! Как хорошо! Я понял, что в моей жизни мало покоя. Редко выпадает минутка вот так задуматься спокойно обо всем. Вечно какие-то проблемы, дела, задачи. Все-таки нужно иногда останавливаться, выныривать из круговорота дел. Главное, оставаться человеком, какая не была бы закрученная жизнь. Нужно уметь сохранять внутренне спокойствие. Чтобы жизнь разворачивалась на фоне понимания самого феномена жизни. Тогда ты останешься человеком, а не превратишься в робота.

Тут у меня на животе что-то щелкнуло, быстро зажужжало и вниз вывалилось и повисло свернутое белое полотно. Это запасной раскрылся.

Вот бестолковый! Сказали же четко всем – после открытия купола выдернуть штропичку, чтобы запасной не раскрывался. А я забыл!

Что теперь с ним делать? Я принялся наматывать эту колбаску сложенной ткани на локоть, но поразмыслив, решил все оставить как есть. Пусть висит. Что она мешает, что ли?

Спустя некоторое время ткань запасного парашюта начала волнообразно колыхаться в слабых потоках воздуха и постепенно расширяясь, воспарять все выше и выше, образуя второй купол.

Как-то неловко стало. Все-таки, говорили же нам – выдернуть штропичку. А я, как самый бестолковый, забыл. Никто не забыл, а я забыл. Нужно быть собраннее. За то я знаю, что до земли осталось примерно 400 метров.

Дальнейшее снижение прошло спокойно. У самой земли я вытянул носки и приготовился принять удар. Он оказался в меру сильным. Нам рекомендовали не жестко принять удар на ноги, а слегка спружинить ногами и мягко перекатиться на спину. Я так и сделал. Купол осел прямо передо мной, так как я успел отскочить в сторону, чтобы меня не накрыло.

Я не стал торопиться собирать парашют, а сел на землю и посидел спокойно минут десять, осмыслил все. Вскоре приземлились еще несколько парашютистов. До них было далеко и непонятно, кто это был. Может Ольга или Олег, а может и нет.

На солнышке было хорошо и спокойно. Все-таки как хорошо ощущать земную твердь! Нет. Думаю, прыжки – это не для меня. У меня уже сформировалось свое миропонимание. Я не нахожу кайфа в том, чтобы доверять свою жизнь слепо. Чем-то это похоже на игру в рулетку. Я бы даже сказал в "русскую рулетку". Это не для меня. В горы я хожу не ради ощущений или риска. Мне нравятся сами горы. Я хожу к ним в гости.

Собрав парашют и взвалив все на спину я побрел в сторону базы.

Когда инструктор принимал у меня парашют, он посмотрел на оторванное кольцо, потом долго, так, на меня и сказал задумчиво:

– "Да... Бывает".

Вскоре подошли Олег и Ольга. Они прыгнули благополучно. Аня радостная встречала нас и поздравляла с первыми прыжками.

Вот собственно и вся история.

 

01.03.2007 г.

[Назад]


Hosted by uCoz